4runner
Allex
Allion
Alphard
Altezza
Aristo
Aurion
Auris
Avalon
Avensis
Aygo
BB
Blizzard
Brevis
Caldina
Cami
Camry
Carib
Carina
Cavalier
Celica
Century
Chaser
Corolla
Corona
Corsa
Cressida
Cresta
Crown
Curren
Cynos
Duet
Dyna
Echo
Estima
FJ_Cruiser
Fortuner
Funcargo
Gaia
Grand_Hiace
Granvia
Harrier
Hiace
Highlander
Hilux
Ipsum
ISis
Ist
Kluger
LandCruiser
Liteace
Marino
Mark_II
Mark_X
MasterAce
Matrix
MegaCruiser
MR_2
MR-S
Nadia
Noah
Opa
Origin
Paseo
Passo
Picnic
Platz
Porte
Premio
Previa
Prius
Probox
Progres
Pronard
Raum
RAV_4
Regius
Scepter
Sequoia
Sera
Sienna
Sienta
Soarer
Solara
Spacio
Sparky
Sprinter
Starlet
Succeed
Supra
Surf
Tacoma
Tercel
Tundra
Verossa
Vista
Vitz
Voltz
Voxy
Will_Vi
Will_Vs
Windom
Wish
Yaris
|
Первая цифра в современной кодировке тойотовских моторов
показывает порядковый номер модификации, т.е. первый (базовый) мотор имеет
маркировку 1A,
а первая по счету модификация этого мотора
-
2A, следующая модификация носит название 3A
и, наконец,
4A
(под
"модификацией" понимается выпуск мотора другого объёма на базе уже существующего
мотора).
Семейство А возникло в 1978 году, мотор 1А имел объем
1.5L (диаметр поршня 77.5мм., ход 77.0мм), основные цели создания были: компактность,
низкий уровень шума, экологическая чистота, хорошие моментные характеристики и
отсутствие потребности в обслуживании.
Различные вариации двигателей 4А выпускались с
1982 по 2002, в модельном ряду Тойоты этот двигатель занял место
"почтенного старичка"
2T (с
головкой Hemi кстати),
а его самого в последствии сменил гораздо менее удачный
3ZZ. Всю
яркость инженерной мысли за последние 40 лет я отразил в табличке:
|
2T-C |
4A-C |
3ZZ-FE |
Объем |
1588 см3 |
1587 cm3 |
1598 см3 |
Диаметр цилиндра \ ход поршня |
85мм \ 70мм |
81mm \ 77mm |
79мм \ 85.1мм |
Степень сжатия |
8.5:1 |
9.0:1 |
10:1 |
Макс. мощность (об.\минут)
Макс. момент (об.\минут) |
88 л.с (6000) 91 Н*м
(3800) |
90 л.с (4800) 115
(2800) |
109 л.с (6000) 150
(3800) |
Распредвал \ гидрокомпенсаторы |
OHV \ нет |
SOHC \ нет |
DOHC \ нет |
Привод ГРМ |
Цепь |
Ремень |
Цепь |
Расчетный срок службы |
450 т.км. |
300 т.км. |
210 т.км |
Годы выпуска (всего
семейства) |
1970-1985 |
1982-2002 |
2000 - 2006 |
Как видим, инженеры умеют поднимать степень сжатия,
снижать долговечность и постепенно сделали из короткоходного движка более
"компактный" длинноходный двигатель...
4A-C -
был у меня
лично в эксплуатации и ремонте (карбюраторный с 8-ю клапанами и с 17 трубочками к карбюратору и разными
пневмоклапанами, которые нигде не купишь) про него я ничего хорошего сказать не
могу - в головке сломалась направляющая клапанов, отдельно её не купишь, значит,
замена головки (только, где ж найти 8-ми клапанную
головку?). Коленвал лучше менять, чем точить - у меня
он проходил всего 30 тыс. после расточки до первого ремонтного размера. Маслоприёмник совсем не удачный
(сетка закрыта кожухом, в котором одно отверстие снизу, размеров с копеечную
монету) - забился какой-то ерундой
из-за чего двигатель стуканул...
Ещё
интереснее сделан маслонасос: конструкция практически из 3 деталей и клапана,
монтируется в передней крышке двигателя, которая одевается на коленвал (кстати,
передний сальник коленвала трудно менять).
Собственно, переднем концом коленвала маслонасос и приводится в действие. Я специально
посмотрел тойотовские двигатели тех лет серий R,T
и K, ну или следующие серии
S и G - нигде такое решение (привод масленого насоса
передним концом коленвала напрямую или через зубчатую передачу) никогда не
применялось! Я ещё из институтских времен помню русскую книжку по проектированию
двигателей, в которой говорилось, почему так нельзя делать (надеюсь, умные сами
знают, а дуракам скажу только за деньги) .
Ладно, давайте в маркировке движков разбираться: буква С после черточки означала
наличие системы управления эмиссией (C не используется, если двигатель был первоначально
оборудован для управления эмиссией, связано C с California, тогда только
там были строгие стандарты эмиссии),
4A-E.
Буква Е после черточки означала распределённый впрыск топлива (Electronic
fuel injection - EFI), представляете, инжектор на 8-миклапанном тойотовском
двигателе! Надеюсь, вы никогда этого уже не увидите! (Ставился на
AE82, если кому интересно).
4A-LC/4A-LU.
Буква L после черточки означала, что
двигатель устанавливается на автомобиле поперек, а буква U
(от Unleaded fuel), что система контроля эмиссии рассчитана под бензин,
доступный в те годы только в Японии.
К счастью, 8-ми
клапанные двигатели серии А вы уже не найдёте, так что давайте поговорим о 16-ти
и 20-ти клапанных двигателях. Их отличительной особенностью является наличие в
названии двигателя после черточки буквы F (двигатель стандартного
мощностного ряда с четырьмя клапанами на цилиндр, или как придумали маркетологи
- High Efficiency Twincam Engine), у таких двигателей привод от ремня или цепи
ГРМ имеет только один распределительный вал, второй же приводится в движение от
первого через шестерню (двигатели с так называемой узкой головкой блока
цилиндров), например, 4A-F. Или буквы G - это двигатель, каждый из
распределительных валов которого имеет собственный привод от ремня (цепи) ГРМ.
Маркетологи Toyota называет эти двигатели High Performance Engine, и
распределительные валы у них приводятся через собственные зубчатые колеса (с
широкой головкой блока цилиндров).
Буква Т
означала наличие турбонаддува (Turbocharged), а буква Z (Supercharged) -
механический нагнетатель (компрессор).
4A-FE - хороший выбор для покупки, только если
он не оборудован системой LEAN BURN:
При
обрыве ремня клапаны в двигателе гнутся!
Двигатель 4A-FE LEAN BURN (LB) отличается от обычного 4A-FE конструкцией головки
блока цилиндров, где в четырех из восьми впускных каналов имеется выступ для
формирования завихрений на входе в цилиндр. Топливные форсунки устанавливаются
непосредственно в головку блока цилиндров и впрыскивают топливо в район
впускного клапана. Впрыск осуществляется поочередно каждой форсункой (по
секвентальной схеме).
На большинстве двигателей LB второй половины 90-ых применяется система зажигания
типа DIS-2 (Direct Ignition System), с 2-мя катушками зажигания и специальные
свечи с платиновым напылением электродов.
В схеме LB европейских моделей применен новый тип кислородных датчиков (Lean
Mixture Sensor), которые существенно дороже по сравнению с обычными, и при этом
не имеющих недорогих аналогов. В схеме для японского рынка применяется обычный
лямбда-зонд.
Между впускным коллектором и головкой блока цилиндров установлена система
заслонок с пневматическим управлением.
Заслонки
клапана приводятся разрежением, подаваемым к общему пневмоприводу с помощью
электропневмоклапана по сигналу электронного блока управления (ЭБУ) в
зависимости от степени открытия дроссельной заслонки и частоты вращения.
В итоге отличия 4A-FE LB от 4A-FE простого:
1. Катушка зажигания вынесена из трамблёра (распределителя зажигания) на стенку
моторного отсека.
2. Отсутствует датчик детонации.
3. Форсунки расположены не на впускном коллекторе, а на головке и впрыскивают
топливную смесь практически сразу перед впускным клапаном.
4. На стыке впускного коллектора и головки блока стоят дополнительные
управляемые заслонки.
5. Форсунки работают поочерёдно все четыре, а не попарно.
6. Свечи должны быть только платиновые.
4A-FHE -
устанавливался только на некоторые модификации CARINA E-AT171, SPRINTER CARIB
E-AE95G, SPRINTER CARIB E-AE95G <4WD> - двигателей полно на разборках, лучше
сразу берите контрактный, а не пытайтесь чинить старый!
Количество
цилиндров, компоновка, тип ГРМ, число клапанов: R4; DOHC, 16 Valve;
Объем двигателя, см3 (Displacement (cc)): 1587;
Мощность двигателя, л.с/оборотов-мин: 115/6000;
Крутящий момент, н-м/об.мин: 101/4400;
Степень сжатия (Compression Ratio): 9.50;
Диаметр (Bore)/Ход поршня(Stroke), мм: 81.0/77.0
4A-GZE -
оригиналам не ищущим легких путей вполне может приглянуться компрессорный вариант
этого движка, он ставился на:
COROLLA
LEVIN -CERES E-AE101, COROLLA LEVIN -CERES E-AE92, MR-2 E-AW11, MR-2 E-AW11,
SPRINTER TRUENO-MARINO E-AE101, SPRINTER TRUENO-MARINO E-AE92
Модель двигателя:
4A-GZE,
Количество цилиндров, компоновка, тип ГРМ, число клапанов: R4; DOHC, 16 Valve;
Объем двигателя, см3: 1587;
Мощность двигателя, л.с/оборотов-мин: 145/6400;
Крутящий момент, н-м/об.мин : 140/4000;
Степень сжатия : 8.00;
Диаметр /Ход поршня, мм: 81.0/77.0
Двигатель без проблем найдете на разборках, единственная проблема: у MR2 свой
двигатель, не взаимозаменяемый с остальными.
Ладно, об этих двигателях можно долго разговаривать, но
нужен какой-то итог: я рад, что мне удалось познакомится с конструкцией этого
движка, он на много обогнал своё время, а его конструкция во многом лучше более
поздних тойотовских движков, хотя даже его успела немного испортить
экологическая тема и конструкцию масляного насоса и маслоприёмника я не считаю
удачной. Но, ведь, инженеры не обязаны были создавать двигатель,
который переживет кузов... Я бы не стал рекомендовать вам покупку Тойоты с этим
движком, просто, потому что машина в целом окажется помойкой (хотя ауди,
мерседесы и даже мазды тех же лет, возможно ещё бодренько будут ездить) - ничего
не поделаешь, видимо, реальный лозунг Тойоты -"не нужно большего, главное, забор
должен быть ровным!"
Ну, и последние, полная история серии А:
Отзывы читателей:
02 04 09 19:10 Вы Мудаг и неуч, еще и руки из жопы! Коленвалов проточил
очень много и авто с некоторыми из этих коленвалов уже по 100 тысяч прошли и
пройдут еще! Просто криворукий был у Вас моторист!
Ходят эти двигатели о-о-очень долго и даже 4АГЕ ходит по 200 тысяч до переборки,
а это 8000 оборотов постоянного использования ))
Прекрасно работает указанный Вами маслонасос! Свои 100000 объявленных отходит
100% и 200 отходит! А там и поменять недолго и главное дешево!
Почему на ВЫ - да потому, что как минимум можно Вас уважать за такое количество
информации, скрупулезно собранной, хоть и не во всем достоверной! но мое личное
отношение к Вам - надо быть мудаком, или просто как говорится "unlucky man"
чтобы Тойота не доставляла удовольствия! Заметьте, я не упоминаю, что Вы прямо
склоняете к покупке Немецкого автопрома! Но Немецкий автопром не хуже Японского
и не лучше - он другой!
03 04 09 10:50 Полная ересь. Двигатели очень ремонтопригодные. Ломаются
только по собственной дурости владельца.
24 02 10 21:59 +1. Институтские годы, да с такой орфографией!
хоть один двиг тойотовский нормальный-то есть? или всё шляпа?
кАроче, автор, убейся апстену!
25 02 10 11:04 17 лет и 350 тысяч километров пробега на 4A-FE без
капитального ремонта. Никаких нареканий или проблем. Двигатель работает как
часы. Своевременная замена масла и фильтров - это все что мне приходится делать.
28 02 10 07:31 4a-gze - не турбовый! не надо путать!
там стоит supercharger, а не турбина. Это разные вещи, хотя обе добавляют
мощности.
Также недочет - 4A-GZE продолжает стоять и на 111 кузовах тойоты, а не только до
101, как написал автор. Просто на 111 кузовах он отличается от предыдущего
4A-GZE. (Владивосток).Ответ автора:
Про суперчайджер поправил статью, спасибо! А про 111 кузова откуда
информация? Например, я тут подтверждений не нашел (только
4A-GE):
http://en.wikipedia.org/wiki/Toyota_Corolla_(E110)
01 04 10 22:08
4A-GZE движок не гавно и помощнее некоторых немцев. На спидометре уже 4 сотня
скоро будет, а он всё трудится и всё с ним в порядке. (Новосибирск)
Ответ автора:
Ага, а у моего соседа по гаражу, "копейка" 1972 года с черными номерами
ещё... Он то же ездит на ней 4й круг, и говорит, что без капремонта...
06 12 10 16:00
Это кто такой умный из Владивостока - родины японских машин - написал сей бред?
Нет на 111 кузовах чарджера. ------------------
Это с каких пор 4AGZE ставился на CERES и MARINO ????? Да еще и в кузове AE92
?????
Покажите мне ЦЕРЕС/МАРИНО В 92 КУЗОВЕ!!!! Хорошо не в 80м кузове марино с
цересом....Эх....
Цитата: "Я бы не стал рекомендовать вам покупку Тойоты с этим движком,
просто, потому что машина в целом окажется помойкой"
-
Без комментариев....Наверное Вы намеренно покупаете задроченные машины, чтобы
потом писать отзывы "тойота отстой" ? (Владивосток)
Назад
|